Пружанский молочный комбинат получил право экспортировать свою продукцию в Китай

25.05.2015

ЧЕТЫРНАДЦАТЬ белорусских молочных предприятий получили право экспортировать свою продукцию в Китай. Таков итог недавнего визита в эту страну нашей делегации, в которую входили представители Минсельхозпрода и перерабатывающих предприятий. Прорабатывается также возможность поставок в Китай говядины, мяса птицы и льнопродукции, которыми заинтересовались бизнес-круги КНР. Такую информацию озвучил на пресс-конференции первый заместитель министра сельского хозяйства и продовольствия Леонид МАРИНИЧ.

Возможность представлять Беларусь на китайском рынке получили Пружанский и Барановичский молочные комбинаты, Березовский сыродельный комбинат, Верхнедвинский маслосырзавод, Гомельская «Милкавита», Лепельский и Лидский молочно-консервные комбинаты, Щучинский маслосырзавод, Слуцкий сыродельный комбинат, Борисовская «Здравушка-милк», Минский молочный завод № 1, Молодечненский молочный комбинат, Гродненский «Молочный мир», Могилевская «Бабушкина крынка».

Заявку подавало и предприятие «Беллакт» из Волковыска, однако китайская сторона дала отрицательный ответ. Претензий к качеству его продукции нет. Проблема возникла из-за неправильного оформления документов. Сейчас они дорабатываются, есть надежда, что и этот переработчик в мае получит выход на китайский рынок.

Первопроходцем же там стал «Савушкин продукт» из Бреста. Предприятие еще минувшей осенью отправило в КНР стерилизованное молоко со сроком хранения 180 суток, а также сухое молоко и сухую сыворотку. Теперь ассортимент его товаров значительно расширился.

Интересы белорусской стороны в Китае будет представлять единый оператор — ЗАО «Мясо-молочная компания», что позволит избежать хаоса при реализации и координировать ценовую политику. Транспортироваться молочка будет сначала по железной дороге до литовского порта Клайпеда, а затем морем до Китая. Это самый выгодный и экономически обоснованный вариант. Компании, которые будут заинтересованы в поставках продукции с небольшим сроком хранения, могут наладить доставку самолетами. Но это обойдется дороже, поэтому предприятиям надо все хорошенько просчитать, прежде чем выбирать вид товара и способ перевозки.

Обозреватель «СГ» поинтересовался у Леонида Маринича: насколько конкурентоспособной будет наша продукция на китайском рынке, учитывая то, что, например, производители из Австралии и Новой Зеландии географически ближе, у них транспортные затраты меньше. Этот вопрос белорусские специалисты основательно изучили и пришли к выводу, что нам все равно выгодно поставлять молочку в Китай. В первую очередь потому, что это — поступление в страну дополнительной валюты и диверсификация экспорта. Конец прошлого года и начало 2015-го показали, что ставка преимущественно на российский рынок не всегда оправдывает себя, особенно при тамошней нестабильной валюте. Например, из Беларуси в Россию в первом квартале 2014 года молочной продукции поставлено на 495 миллионов долларов (675 тысяч тонн в пересчете на молоко), в первом квартале 2015-го — на 346 миллионов (704 тысячи тонн). По количеству вышло на 4 процента больше, а в деньгах из-за девальвации российского рубля — на треть меньше.

Рынок соседей в любом случае был и останется приоритетным, но ради уменьшения рисков нужна их диверсификация. Поэтому если в 2014 году в Россию шло примерно 95 процентов наших продуктов, то теперь ставится задача сократить показатель на 5 процентов и наладить поставки не только в Китай, но и другие страны.

Китайские партнеры хотели бы купить миллион тонн продукции в пересчете на молоко. Пока это невозможно, если учесть поставки на внутренний рынок и обязательства по реализации в Россию. Леонид Маринич считает, что реальной может быть цифра 200 тысяч тонн. Но для того чтобы в дальнейшем выполнить пожелания китайских бизнесменов, он через «СГ» обратился к нашим сельхозпроизводителям с просьбой больше производить молока. Кстати, китайские предприниматели также пожелали белорусским сельчанам быстрее увеличить надой в среднем от каждой коровы с теперешних 4,5 тысячи килограммов за год до 6 тысяч. Всю прибавку в перспективе они готовы закупить для своего рынка.

Автор: Василий Гедройц
gedroiz@sb.by
Источник: belniva.sb.by