Не конкурировать, а сотрудничать

19.02.2014
Нет изображения

Работа предприятий комплекса по производству строительных материалов, работающих с Российской Государственной компанией «Российские автомобильные дороги», требует координации по ценообразованию

Наш разговор с генеральным директором ОАО «Пинсксовхозстрой» Валерием Ивановичем Мелешем начался с вопроса о результатах работы предприятия в прошедшем году. Не секрет, что 2013 год был далеко не простым, а особенно для строителей. И погода практически весь первый квартал явно не благоприятствовала строителям, и финансирование не отличалось устойчивостью практически в течение всего года. Да и заказчиков в связи со значительным сокращением строительных работ на объектах агрокомбината «Мачулищи» явно поубавилось.
«Начало года, – рассказал Валерий Иванович, – было на самом деле далеко не благоприятным и не только из-за сложных погодных условий, но и финансирование объектов строительства оставляло желать лучшего. Положение выровнялось за счет летнего периода, когда выполнение объемов строительных работ составляло в месяц порядка 43-44 млрд. рублей, в то время как в начале и в конце года не более 20 млрд. рублей. Тем не менее, выручка от реализации по всем видам деятельности за 2013 год составила около 529 млрд. рублей при темпе роста 126,3%. Значительно выросла валютная выручка, объемный показатель которой составил более 1,6 млн. долларов США».

Для такой крупной строительной организации, как «Пинсксовхозстрой» численностью более 2000 работающих, поиск заказчиков работа весьма непростая, тем более в условиях постоянно возрастающей конкуренции. «На каких объектах в прошедшем году трудились строители предприятия?» – с таким вопросом мы обратились к руководителю ОАО «Пинсксовхозстрой».

«Один из серьезных объектов, на котором работали наши специалисты-строители, – это подготовка городской инфраструктуры г. Ляховичи к традиционному осеннему празднику – фестивалю-ярмарке «Дожинки-2013». Необходимо отметить, что городским руководством была проведена хорошая подготовка к приему строителей. Вовремя составлена необходимая проектная документация, определены объекты, подготовлены условия для работы. А главное, ритмично, без задержек обеспечивалось финансирование производимых строительных работ.

_292

На снимке генеральный директор ОАО «Пинсксовхозстрой» Валерий Иванович Мелеш

В 2013 году было сдано в эксплуатацию 100% запланированного жилья. Это порядка 15 тысяч м2. Завершено строительство молочнотоварных ферм, начатых в 2012 году. Строились также объекты инфраструктуры и сельскохозяйственного назначения. Конечно, загруженность предприятия в прошлом году по сравнению с 2009-2011 годами уменьшилась значительно. Изменилась и география объектов. Если в те годы все объекты практически были сконцентрированы в Брестской области, то в настоящее время мы вынуждены искать работу и в других регионах республики. В частности, наши люди работают в Гродненской области на строительстве атомной электростанции, на объектах Минской области. А все это сопряжено с дополнительными расходами и проблемами с организацией работ».

Как уже указывалось ранее, у открытого акционерного общества в прошлом году неплохо складывалась ситуация с экспортными операциями. «Что являлось объектом экспорта»? – поинтересовались мы у Валерия Ивановича.

«Да, на самом деле работа с предприятиями Российской Федерации позволила значительно улучшить финансово-экономическое положение предприятия. Основной продукцией, поставляемой нами в Россию, были дорожные плиты, производство которых было освоено Лунинецким ПМК-7. Что же касается производства строительно-монтажных работ на территории Российской Федерации, то здесь возникли определенные проблемы. Опыт показывает, что работа по контрактам с российскими заказчиками, как правило, имеет очень низкий показатель рентабельности, а то и нерентабельна вовсе. В прошлом году нами в Подмосковье были построены несколько жилых домов, однако полученных от строительства средств едва хватило на покрытие расходов – зарплата рабочим, командировочные расходы и т.д. Что же касается производства и продажи дорожных плит, то этот вид деятельности связан с деятельностью Государственной компании РФ «Российские автомобильные дороги», на которую работают многие производители строительных материалов и железобетонных конструкций нашей республики. Важно то, что мы работаем на условиях предоплаты и с достаточно неплохим уровнем рентабельности. По поставкам дорожных плит предприятие работает уже в течение трех лет, и потребность в них не только не снижается, но и увеличивается. Именно поэтому в акционерном обществе разработана и реализуется программа модернизации производства, которая предполагает строительство новой котельной, установку дополнительных пропарочных камер с целью увеличения объемов производства и расширения его номенклатуры. Уже в текущем году в указанную модернизацию было вложено 6 млрд. рублей собственных средств. Кстати, российские коллеги, заинтересованные в увеличении объемов поставок, оснастили производство опалубкой и готовы предоставить предприятию инвестиции для расширения производственной площадки».

Производством плит дорожного покрытия и аэродромных плит, поставляемых в Россию, заняты многие предприятия в разных регионах республики. В частности, Барановичский комбинат железобетонных конструкций, на котором мы побывали в начале года, также занимается производством подобного рода изделий, а конкретно аэродромных плит. «Насколько скоординирована их деятельность»? – с еще одним вопросом мы обратились в Валерию Ивановичу.

«К сожалению, подобной координации пока не существует. Несогласованные действия в ценообразовании порой приводит к тому, что некоторые наши коллеги по производству указанной продукции занимаются демпингом цен. Из-за географического положения, наличия производственных мощностей и ряда других факторов предприятия, производители указанных изделий не всегда находятся в равных условиях, поэтому демпинговые маневры ослабляют экономику своих же коллег. Мы вслед за ними вынуждены снижать цены, что, разумеется, сказывается на уровне рентабельности. А западные регионы, например, в плане транспортных расходов, нельзя сравнивать с восточными районами страны. Поэтому ценовая политика должна быть единой, тем более, что мы работаем на единый народнохозяйственный комплекс. И если в настоящее время мы на производстве плит имеем уровень рентабельности порядка 10%, то при скоординированном ценообразовании рентабельность могла бы вырасти до 25%. Возникает законный вопрос, зачем же мы теряем такие огромные суммы только лишь по причине того, что у некоторых предприятий, находящимся в выгодных условиях, возникает желание прихватить дополнительные производственные объемы. У компании «Российские автомобильные дороги» объемы дорожно-строительных работ поистине огромны, работы хватит всем, поэтому в данном случае демпинг цен вызывает только недоумение. В данной ситуации, по моему мнению, мы должны работать в единой связке. Конкуренция здесь не при чем, надо не конкурировать, а сотрудничать».

В правоте Валерия Ивановича сомневаться не приходится. В соответствии с программой деятельности Государственной компании «Российские автомобильные дороги» на 2010-2020 годы, объем финансирования бюджетных и привлеченных средств на строительство и реконструкцию автодорог, включая имущественные взносы и субсидии на осуществление организации строительства, составляет порядка 1,5 трлн. российских рублей. И есть все основания предполагать, что она будет корректироваться в сторону увеличения. Так что места хватит всем.

Нина Петрова